Меню сайта
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Я на других сайтах
Оригинальные авторские зонты
Статистика
Главная » 2014 » Август » 25 » Значение игр и игрушек для развития ребенка
19:58
Значение игр и игрушек для развития ребенка

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

 


Игрушки важны для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в жизнь. В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психического развития ребенка.

Ведущей деятельностью маленьких детей является игра и как ее средство - игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе.

На сегодняшний день на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, покупая которые мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда. Причиной тому является слабый контроль качества игрушек ввозимых из-за границы. Большинство из них даже не проходят контроль на содержание вредных и токсических веществ. Не соответствующими санитарным нормам были признаны 16,5 процента исследованных образцов игрушек. Чаще всего в игрушках устанавливалось превышение допустимых концентраций фенола, а также альдегидов и фталатов.

Помимо вреда здоровью, наносится непоправимый вред психоэмоциональному состоянию ребенка.

В дошкольном возрасте есть так называемые сензитивные периоды развития способностей, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям.

Заводные машины, длинноногие Барби и Кены, пластмассовые конструкторы не способствуют развитию детей.

Столь популярная кукла Барби для ребенка вообще вредна. Для игры в дочки-матери Барби не подходит. Ее неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых (в том числе и сексуальные).

У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу. Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.

Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Сюда же относятся оригинально окрашенные игрушки (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Пусть ребенок сначала получит достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип нормального восприятия действительности.

В магазинах сейчас очень много игрушек, «застывших» в определённых позах. Такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры.

Таким образом, в магазинах подходящих кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной или льняной ткани и набить натуральными материалами. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок - сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, в частности куклами, как установили учёные, равна нулю.

Игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или кнопкой - такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка. Полезны для ребенка игрушки, которые позволяют выработать определенные закономерности между тем, что он делает, и движением игрушки.

Также кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.

Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.

Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше?

Обратимся к нашей культуре.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Иногда их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только забавой для девочек. Играли в них до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались очень хорошо, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или разрисовывали карандашом и, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и в нее вплетали ленту.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими песни.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в обрядовую игрушку вкладывали определенный смысл.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Это имело очень глубокий смысл. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

На первый взгляд может показаться сложным самостоятельное изготовление куклы при том многообразии, которое существует на рынке игрушек.

На самом деле, ребёнку требуется не так много игрушек, как может показаться. Малыш может быть счастлив и с самым минимальным количеством игрушек, если они подобраны правильно, соответствуют его возрасту и интересам. Помните, что ребёнок - существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

Просмотров: 1724 | Добавил: lyusmik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar